Стирка спецодежды на предприятии

Стирка спецодежды – обязанность работодателя на предприятии, она прописана в ст. 221 ТКРФ, ФЗ-52 от 30/03/99 г., а также Приказе Минсоцразвития №290н – 01/06/09 и в других законных актах. При этом все затраты несет именно работодатель. А вот работникам запрещается самостоятельно производить стирку робы. Организацию контролирует Роспотребнадзор. 

Итак, как же организовать стирку рабочей одежды согласно требованиям законодательства РФ?

Общие требования к стирке спецодежды

Обычно организации берут на вооружение Приказ №290н, к котором стирке робы посвящен раздел №3. При особых условиях труда применяются аналогичные отраслевые, специальные документы.

Сами правила стирки расписаны в СанПиН. К примеру, приказ от 11/06/03 года главного санврача за №141 вводит в действие несколько СанПиНов, работающих в промышленности, сельском хозяйстве, связи, строительстве. Раздел 9 этого посвящен обслуживанию спецодежды, а если на предприятии имеются радиоактивные вещества, то руководствуются СанПиН 2.2.8.46-03 (дезактивация рабочей одежды).

Сроки и периодичность стирки

Они зависят от специфики отрасли и характеристик текстиля. Межотраслевыми правилами ОТ №36, утвержденными 17/06/03 г. Минтрудом, устанавливается, что рабочую одежду следует стирать:

  • в зависимости от загрязнений – 1 раз в 6-10 дней, 
  • на животноводческих комплексах, молокозаводах, очистных сооружениях – 1 раз в 3 дня. 

Также работники обязаны уведомлять администрацию о необходимости чистки и ремонта спецодежды.

Как правильно организовать стирку СИЗ

  • На самом предприятии.
  • В сторонней организации (прачечной).

Организация прачечной на предприятии – процесс трудоемкий, который должен учитывать СанПиН (2.1.2.2646-10), Постановление Минтруда №75 от 16/10/2000. Под прачечную выделяются особое помещение и сотрудники в штате. Нюансы устройства помещений описаны в ПОТ Р М 013-2000. А вот со сторонней прачечной только заключается договор на оказание прачечных услуг.

Внутренними документами регламентируется порядок сдачи и приемки специальной одежды: каждым работником индивидуально, централизованно по цехам, отдельно подразделениям и т.п. Процесс отправки и возврата робы прописывается в договоре. Сами сотрудники не занимаются доставкой и забором собственных СИЗ из прачечной.

Это интересно

Работники прачечной также обеспечиваются спецодеждой, которая подлежит чистке не реже 1 раза в 7 дней.

График стирки и документы 

В законодательной базе конкретных сроков стирки спецодежды пока не предусмотрено. Но осуществлять стирку за свой счет работодатель все же обязан.

Отладить вопрос периодичности стирки помогает график стирки спецодежды. Организация должна разработать «Положение о выдаче СИЗ» с приложением в виде формы графика.

Что содержится в графике по стирке

  • Название подразделений.
  • ФИО ответственных.
  • Дни и время сдачи СИЗ на стрику.
  • Графы для подписей сдающего, принимающего, количество комплектов.
  • Информация о возврате из стирки с теми же графами.
  • Блок о ремонте рабочей одежды.

Для учета сдачи спецодежды и ее возврата используют специальную ведомость (указание Минфина №135н от 26/12/02 г. п. 66). 

Если робу стирают в рабочие дни, а не в выходные, работников обеспечивают  сменными комплектами.

Роспотребнадзор имеет право потребовать документы, а вот специального разрешения от Роспотребнадзора при организации стирки предприятие получать не обязано.

Это интересно

Если работник отказывается сдавать на стирку спецодежду – это не освобождает работодателя от обязанности в обеспечении ее стирки (Письмо Минтруда от 5/06/18 г.).

Подведем итог вышесказанному

  1. Требования Роспотребнадзора базируются на законодательных актах, поэтому он может провести проверку в любое время.
  2. Организация  стирки робы требует серьезного контроля со стороны администрации предприятия.
  3. Стирка осуществляется на месте или посредством заключения договора с другой прачечной.
  4. Сроки периодичности  в законодательстве не указаны. Они устанавливаются внутренними приказами.
  5. Обязательно соблюдение графика стирки по датам, подразделениям, ответственным. Прием и выдача осуществляется по ведомости под роспись.
  6. Работодатель хранит все документы, так как сотрудник Роспотребнадзора может их востребовать при проверке.